Похвала и поддержка - одно и то же или разное

Похвала и поддержка - одно и то же или разное


Вовсе не обязательно оценивать детей, чтобы подбодрить их. Популярность похвал, в частности, базируется на неспособности отделить эти два подхода. ВНИМАНИЕ К ТОМУ, ЧТО ДЕЛАЕТ РЕБЕНОК, проявление интереса – прекрасно подбадривает их. Более того, это важнее, чем то, что мы говорим, когда ребенок сделал что-то потрясающее.

=======================================
Когда есть в наличии безусловная любовь и искренний интерес, слово "Молодец!" не обязательно. Когда их нет, "Молодец!" не поможет.
========================================
Но если вы все еще не уверены, что можно говорить, есть несколько возможностей, отражающих безусловный подход. Один из вариантов – просто ничего не говорить. Некоторые продолжают настаивать, что мы должны сказать что-то позитивное, когда дети сделали что-то хорошее, потому что, втайне или подсознательно, они считают, что сделано это было случайно. Если верить, что дети по сути своей плохи, тогда им нужно создать искусственную причину поступать хорошо (конкретно, вербальную награду), а иначе это больше никогда не повторится. Но если это предположение ничем не подтверждается, тогда и похвала не нужна.

Поначалу вам покажется странным молчать, если вы привыкли выдавать постоянные оценки («отлично нарисовано!», «как ты хорошо выпил сок!», «прекрасно покакал!»). Вам может показаться, что вы перестали ребенка поддерживать. Но наблюдая за многими детьми и родителями, включая себя самого, я понял, что у родителей потребность похвалить больше, чем у детей – похвалу услышать. И если это правда, то нам пора подумать, что мы говорим.

Если вам кажется, что стоит что-то сказать, можно просто описать, что мы увидели, и позволить ребенку решать, как к этому относиться (а не сообщать ему об этом). Простое, свободное от оценки замечание позволит ребенку понять, что вы заметили. Это также позволяет ей гордиться тем, что она сделала. Когда на втором году жизни моя дочь впервые сама поднялась по лестнице, я был очень рад, но я не считал, что должен ее оценить. Я просто сказал: «У тебя получилось!», чтобы она знала, что я видел, и мне не все равно, и могла собой гордиться.

В других ситуациях более подробное описание может подойти лучше, но и его не стоит загрязнять оценками. Можно просто рассказать то, то вы увидели. Если ребенок повел себя щедро или заботливо, можно обратить его внимание на то, как его действия повлияли НА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. Это кардинально отличается от похвалы, которая сообщает, что ВЫ думаете о том, что он поделился.

ВМЕСТО
"Мне нравится, как ты…" Не говорите ничего (просто проявите внимание)

ВМЕСТО "Отлично нарисовано!", "Мне очень нравится эта картина!"- опишите, что вы видите: «смотри-ка, а у этих людей, которых ты нарисовал, что-то новенькое на ногах. Теперь у них пальцы появились».

ВМЕСТО "Ты такой прекрасный помощник!" Объясните эффект его действий на других людей «Ты накрыл на стол! Теперь мне гораздо легче закончить готовить ужин»

ВМЕСТО "Ты написал отличное сочинение!" Пригласите его подумать: «Как ты так придумал начало, что оно так привлекает внимание читателя»

ВМЕСТО "Ты молодец, что делишься!"- спросите, а не судите: «А почему ты решил дать половину Ане»

Все предлагаемые варианты ответов избегают обусловленного принятия, высокомерного поглаживания по головке за то, что ребенок достиг ваших стандартов и соответствовал вашим ожиданиям. Одновременно с этим они дают признание, внимание и поддержку, в которой нуждаются дети (молчание само по себе этого не дает, но в идеале мы даем детям все это в остальное время).

(Элфи Коэн "Безусловные родители"