МАМА - ТАКТИК И СТРАТЕГ: 6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МАНЕВРОВ

МАМА - ТАКТИК И СТРАТЕГ: 6 ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МАНЕВРОВ


ПОРОЙ ТАК ТРУДНО БЫВАЕТ ЗАСТАВИТЬ ЛЮБИМОЕ ЧАДО ПОСЛУШАТЬ СКАЗКУ НА НОЧЬ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ ИГРУШКОЙ С БРАТОМ ИЛИ СЕСТРОЙ, НЕ ПРАВДА ЛИ А ВЕДЬ РЕШИТЬ ЭТИ И ДРУГИЕ «ДЕЖУРНЫЕ» ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ МОЖНО НА УДИВЛЕНИЕ ПРОСТО. ДОСТАТОЧНО ПРИМЕНИТЬ НЕСКОЛЬКО ХИТРЫХ ПРИЕМОВ.

СИТУАЦИЯ № 1. «НИКОМУ НЕ ДАМ»

Ребенок бурно реагирует каждый раз, когда кто-то из друзей берет его игрушки.
Тактический прием:

Позвольте ему спрятать свои самые любимые сокровища. Срывы происходят, когда ребенок чувствует, что не может контролировать ситуацию. Прежде чем друзья ребенка придут к вам домой, выберите вместе с ним несколько игрушек и спрячьте их подальше. Так ребенок получает возможность выбора и становится более настроен делиться с другими детьми.

Хорошим способом является пример взрослого. Когда двое детей затевают драку из-за игрушки, скажите им: «Вообще-то это моя игрушка, я просто разрешила вам поиграть с ней, потому что мне это приятно». Вы можете купить машинку или куклу и обозначить ее как «игрушка мамы». Если ребенок не хочет делиться, предложите ему свою игрушку – и обязательно скажите, как вам приятно видеть, что он с ней играет.

Еще один вариант – обратиться к литературным произведениям, где описываются схожие ситуации, или придумать сказку о том, как хорошо быть щедрым.

Можно сделать еще более наглядную демонстрационную модель. Скрепите несколько листов бумаги и сделайте книжку-картинку. На первой страничке наклейте фотографию вашего малыша, который отказывается делиться, и хмурое лицо его друга. Потом покажите ему другие возможности – дать приятелю другую игрушку или играть по очереди. На последней фотографии дети играют вместе. Пролистывайте эту книжку каждый день и комментируйте ситуации.

СИТУАЦИЯ № 2. «КАКОЙ НЕТЕРПЕЛИВЫЙ»

Ребенок хочет получать все немедленно. Как же научить его умению ждать
Тактический прием:

Прежде всего попытайтесь переключить внимание с того, что «нельзя», на то, что «можно». Чем младше ребенок, тем проще это сделать. Для двухлетнего малыша что-то может показаться невероятно срочным, но, как только вы отвлечете его любимой песней или игрушкой, он тут же забудет про любые неотложные дела. В деле воспитания терпения очень хорошим помощником может стать умение ориентироваться во времени. Ребенок еще не понимает смысла фразы: «Мы пойдем в гости к твоему другу через два часа». Но если разбить промежуток времени на части, например, по знакомым ребенку режимным моментам, скажем, после дневного сна, или на время, которое он проводит на детской площадке, малышу будет проще разобраться. Если речь идет о нескольких днях или неделях, зачеркивайте вместе с ребенком дни на календаре, чтобы он увидел своими глазами, сколько времени прошло. Это поможет ему освоить непростую науку ориентации во времени.

Надо признаться, в жизни будет не одна ситуация, в которой не остается ничего другого, как просто ждать. Это неоспоримый факт. Именно поэтому ожиданию также целесообразно научить с раннего детства. Вашему ребенку важно понять, что он не может получить все сейчас же. Что в реальной жизни просто так не бывает. Повторение фразы: «Прости, но тебе придется подождать, подарки ты сможешь получить только завтра» – поможет ребенку принять это. И когда долгожданный момент наконец наступает, не забудьте похвалить малыша: «Какой ты молодец, ты очень терпеливый!»

СИТУАЦИЯ № 3. «РАССЕЯННЫЙ С УЛИЦЫ БАССЕЙНОЙ»

Ребенок бросает чтение книжки на середине, а новую игрушку – через пять минут. Похоже, он ни на чем не может сосредоточиться.
Тактический прием:

Во-первых, помните о том, что всему свое время. Не пытайтесь усадить ребенка за чтение сразу же после занятий, любому человеку нужно время для отдыха, малышу тем более. Лучше открыть перед ним книжку, когда он спокоен – после дневного сна или вечером перед сном. Проведите ревизию на детских книжных полках: возможно, ребенок уже интересуется жизнью динозавров, а вы все еще читаете ему «Репку». Причем зависит это отнюдь не только от возраста, но и от индивидуальных предпочтений малыша. Конечно, нужно убедиться и в том, что книга не слишком сложная для вашего ребенка. Подбирайте книги с яркими иллюстрациями и занимательным сюжетом.

Во-вторых, интерес к чему-либо не возникает на пустом месте, сначала нужно привлечь внимание. Дети будут в восторге, если книжная история оживет перед ними, например, с помощью кукольного театра. Можно сделать бумажных кукол и разыграть с ними историю из книжки или попытаться читать ее на разные голоса.

ВАШЕМУ МАЛЫШУ ТРУДНО СОСРЕДОТОЧИТЬ ВНИМАНИЕ ЕСЛИ РЕБЕНОК НАЧАЛ СОБИРАТЬ МАТРЕШКУ ИЛИ РИСОВАТЬ И, НЕ ЗАКОНЧИВ, ПРИНЯЛСЯ ЗА ЧТО-ТО ДРУГОЕ, ПОПРОБУЙТЕ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО МИНУТ МЯГКО ВЕРНУТЬ ЕГО К НЕЗАВЕРШЕННОМУ ДЕЛУ. ПРИВНЕСИТЕ В НЕГО НЕЧТО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЕ, НАПРИМЕР СКАЖИТЕ, ЧТО МАТРЕШКЕ ЕЩЕ НУЖНО СПЕТЬ ПЕСНЮ ИЛИ ЧТО НА СТОЛЕ ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ КРАСКИ.

УЧИТЫВАЙТЕ И ВОЗРАСТ МАЛЫША: ВРЯД ЛИ ТРЕХЛЕТНИЙ СМОЖЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ОДНИМ ДЕЛОМ ТРИДЦАТЬ МИНУТ, ПОЭТОМУ РАССЧИТЫВАЙТЕ ОБЪЕМ ЗАДАНИЯ.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ХВАЛИТЬ. ПОХВАЛА ЗА ТО, ЧТО МАЛЫШ ДОВЕЛ ДЕЛО ДО КОНЦА, ЗАВЕРШИТ ДЕЛО ПРИУЧЕНИЯ К ВНИМАТЕЛЬНОСТИ.

СИТУАЦИЯ № 4. «СПЛОШНОЙ БЕСПОРЯДОК»

Вы никак не можете уговорить вашего малыша убрать одежду или игрушки. В ответ на все просьбы вы слышите: «Мама, я не могу!» или «Да-да, я уберу. Попозже».
Тактический прием:

Создайте удобную для ребенка обстановку.

В детском саду, где стулья, полки и вешалки детских размеров, ребенок гораздо увереннее делает все сам. Дома кладите одежду ребенка на нижние полки шкафа, прибейте несколько дополнительных крючков для одежды, чтобы кроха мог до них дотянуться. Для того чтобы привлечь чадо к уборке, сделайте вместе с ним красивые контейнеры. Изготовьте для них наклейки с изображением книг, мягких игрушек, головоломок и т. д. Сам процесс уборки также можно облегчить и сделать более радостным. Например, пойте во время работы или слушайте веселую музыку. Можно воспользоваться приемом положительного подкрепления. Это отличный стимул, который прекрасно «работает» со всеми детьми. Для наглядности изготовьте разноцветный лист ежедневных обязанностей ребенка. Как только малыш закончит работу, дайте ему цветной стикер и покажите, куда его нужно наклеить. После этого ребенок, можете не сомневаться, с удвоенным энтузиазмом примется за следующее задание.

СИТУАЦИЯ № 5. «НЕ ОТОРВАТЬ ОТ ИГР»

Смена деятельности с большим трудом дается вашему малышу. Например, когда подходит время обеда, вы не можете оторвать его от игрушек.
Тактический прием:

Детское время течет совсем иначе, чем взрослое, поэтому малышам так непросто сделать что-либо быстро, переключиться с интересной игры на нужные дела. Предупреждайте ребенка заранее о том, что скоро необходимо будет ложиться спать, собираться на прогулку, кушать и т. д. Используйте часы как визуального помощника. Такие часы вы можете смастерить вместе с ребенком из куска картона, нарисовав на нем маркером циферблат. Каждую минуту переводите стрелку на одно деление и, когда дойдете до нуля, скажите: «На старт – время обеда!» Дети любят соревновательные игры, поэтому поставьте перед ребенком задачу перейти от одного дела к другому как можно скорее. Попробуйте сказать ему: «Давай посмотрим, сможешь ли ты собрать все машинки и сесть за стол до того, как я сосчитаю до двадцати» или «Давай соберем игрушки и посмотрим, кто из нас сделает это быстрее». Если ребенок не хочет выключать телевизор и идти купаться или мыть руки, сделайте развлечением само путешествие из комнаты в ванную – попросите его проползти как змея или попрыгать как лягушка. Каждый раз предлагайте новые движения – топать как слон, переваливаться как утка, стучать по стене, как будто у него в руках молоточек.

СИТУАЦИЯ № 6. «САМА СКРОМНОСТЬ»

Ребенок не отходит от вас на детской площадке и стесняется знакомиться с другими детьми и играть с ними.
Тактический прием:

Для решения этой проблемы надо превратиться в «жаворонка». Воспитатели в детских садах, например, просят родителей особенно робких детей приводить их пораньше. Пока в группе никого нет, ребенок успевает освоить окружающее пространство и начать играть. Когда появится следующий малыш, ребенок, уже чувствуя себя хозяином положения, может начать общаться с ним по поводу игрушек.

Та же стратегия подходит и для детских праздников. Как известно, малыши сильно копируют своих родителей и во многих ситуациях стараются им подражать. Именно поэтому целесообразно начать играть самому: например, вместе с другими детьми лепить куличики в песочнице или обмениваться машинками с соседским ребенком. Если ваш кроха увидит, с каким интересом вы присоединились к игре, возможно, сначала он просто подойдет поближе и будет смотреть на ваши действия. А через некоторое время и сам включится в игру. Когда ваш сын или дочка втянулись в игру, вы можете попробовать отойти на некоторое расстояние. В любом случае не нужно настаивать и силой тянуть свое чадо к сверстникам. Так вы только усугубите ситуацию.

ЕСЛИ ВЫ НАСИЛЬНО БУДЕТЕ ПОДТАЛКИВАТЬ МАЛЫША К ОБЩИМ ИГРАМ, ОН МОЖЕТ ЗАМКНУТЬСЯ ЕЩЕ БОЛЬШЕ. НУЖНО ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЕНКУ МОЖЕТ БЫТЬ ТАК ЖЕ ИНТЕРЕСНО НАБЛЮДАТЬ ЗА ТЕМ, КАК ИГРАЮТ ДРУГИЕ ДЕТИ, КАК И ИГРАТЬ САМОМУ.

В КОНЦЕ КОНЦОВ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ – НЕ ЕДИНСТВЕННАЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ХАРАКТЕРА, КОТОРАЯ НУЖНА ВАШЕМУ МАЛЫШУ. ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО ЗАМКНУТЫЕ ДЕТИ ЧАСТО ОКАЗЫВАЮТСЯ БОЛЕЕ ГЛУБОКИМИ ЛИЧНОСТНО, НЕЖЕЛИ ИХ ЧРЕЗМЕРНО ОТКРЫТЫЕ СВЕРСТНИКИ.

Конечно, проблем воспитания, которые могут возникнуть именно с вашим ребенком, – бесчисленное множество, поэтому дать универсальный совет, наверное, невозможно. Так что учитывайте уникальность личности вашего малыша и придумывайте свои собственные эффективные приемы.

И напоследок: В любом «воспитательном маневре» очень важен личный пример родителей. Если вы сами часто нарушаете установленные в доме правила, то не удивляйтесь, что дети также начнут их периодически игнорировать. И удерживать малышей в заданных рамках в этом случае станет намного труднее.